Весной мы жадно вдыхаем тот самый, ни с чем не сравнимый аромат. Он появляется с образованием первых проталин и возобновляется в дождь. Забыть его невозможно, не уловить — практически нереально. Смешиваясь с нотками оттаявших крыш, водосточных труб, асфальта и автомобильных покрышек, он проявляет себя столь сильно, что мы невольно говорим: «Пахнет весной».
«Землистый», «болотистый», «плесневый», «затхлый» — такими неромантичными эпитетами его характеризует научный мир. Он же в 1964 году дал одному из любимейших человечеством запахов название «петрикор».
Производится петрикор геосмином, который представляет собой… продукты жизнедеятельности бактерий. Последние являются основными компонентами масел, выделяемыми некоторыми растениями в засушливые периоды. Геосмин относится к сильным одорантам (веществам, добавляемым в газ или воздух для придания ему характерного запаха. — Прим. ред.) и даже в небольших количествах его запах довольно интенсивен. Оседающие масла на сухой почве ничем не пахнут, но «просыпаются» от малейшего намека на влагу и, превращаясь в душистый аэрозоль, мгновенно насыщают воздух обворожительным пряным ароматом.
Запах тины, исходящий от речной рыбы, — это тоже геосмин
Помимо этого, остаточный геосмин можно обнаружить в квартирах, которые плохо проветриваются. А еще им пахнут подвалы со съестными запасами и ряд продуктов. В том числе свекла, но не потому, что произрастает в земле, а за счет способности накапливать вещество в кожуре и в корнеплоде. И это настоящее бедствие для производителей сахара. Запах тины, исходящий от речной рыбы, — это тоже геосмин. Этот же запах ухудшает вкус воды, из-за чего она становится непригодной для питья. А также, образуясь в винограднике в результате симбиоза грибка и плесени, вызывает неприятный привкус у вина.
Соединение производят стрептомициновые микроорганизмы: цианобактерии и актиномицеты — невидимые обитатели почвы, подарившие человечеству ряд мощных антибиотиков вроде стрептомицина, эритромицина, тетрациклина, левомицетина, линкомицина и т. д. За производством геосмина также замечены сине-зеленые водоросли.
Если углубиться в механику процесса, то в образовании вещества «виновен» симбиоз бактерий и мелких членистоногих. С помощью этого запаха стрептомицеты пытались сообщить коллемболам (ногохвосткам) о своей гибели и позвать на «пир». Но альтруистичным поведение бактерий назвать сложно. Угощаясь, ногохвостки захватывали на свои тела споры стрептомицетов и разносили их. Поэтому вопрос с размножением микроорганизмов был проработан. Это похоже на то, как птицы, питаясь семенами и не имея возможности переварить их полностью, «засеивают» всевозможными растениями: деревьями, травами, цветами — огромные территории.
Нос человека может улавливать геосмин в незначительных концентрациях. И не только в природе. Запах влажной почвы оказался востребованным у парфюмеров. Ароматы, производимые брендом Demeter (духи Dirt) и американской маркой селективной парфюмерии CB I Hate Perfume (M2 Black March, Wild Pansy, Winter 1972) — яркое тому подтверждение. Начало композициям с ярко выраженной землистой нотой положил как раз Кристофер Бросиус, создавший CB I Hate Perfume.
Улавливают геосмин и животные. Так, верблюдам едва ощутимый аромат сообщает об источнике воды. А насекомые, почувствовав его, устремляются к растениям и невзначай их опыляют. Некоторые разновидности кактусов даже освоили прием выделения вещества и активно им пользуются. Так что аромат весны имеет и вполне практичное назначение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий